В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с ситуациями, которые доставляют нам неприятности - близкие не понимают, жизнь утратила вкус и остроту, а прошлый опыт мешает сделать шаг в направлении счастья. Ответной реакцией на это бывает не только раздражение, обида, уныние, но и настоящее эмоциональное страдание, от которого самому просто невозможно избавиться. Метод психоаналитической психотерапии (психоанализ) – это инструмент, с помощью которого человеку можно вернуть душевный комфорт и покой. Психоанализ помогает победить стресс, депрессию, фобии (страх перед чем либо), беспокойство, любые комплексы, при которых у человека занижена самооценка. Помогает избавиться от неуверенности, найти свои истинные цели и ориентиры в жизни, убрать дискомфорт в социальной сфере, наладить проблемные взаимоотношения родителей и детей, скорректировать поведение ребенка и многое другое. Иными словами, психоанализ делает человека эффективным во всех отношениях.

В первую очередь психоанализ помогает человеку разобраться в себе самом. Когда вы приходите на первый прием к психоаналитику, получаете понятное и подробное разъяснение того, что именно с вами в данный момент происходит и почему. Вопросы, на которые специалист попросит вас ответить, помогут ему прояснить природу ваших негативных переживаний. В зависимости от сложности проблемы, с которой вам пришлось столкнуться, психоаналитик предложил удобное для вас время проведения сеансов (сессий). Каждая сессия длится 50 минут, в течение которых происходит работа с вашими переживаниями.

В Европе и в Америке психоанализ поддерживается на государственном уровне. Это значит, что по медицинскому полису любой человек может получить терапевтическую помощь у психоаналитика. В России психоанализ развивается с 1993 года. Сейчас развитию этого направления активно способствует Австрийский институт психоанализа Зигмунда Фрейда. В нашей стране имеется несколько крупных институтов психоанализа. В Санкт Петербурге это Восточно-Европейский Институт Психоанализа, в Москве – три профильных психоаналитических института, на Южном Урале – Челябинский институт психоанализа.

 

Отношения психиатрии и психотерапии

Каждый психиатр, если он хочет иметь успех в своей деятельности, и до известной степени каждый врач должен иметь ориентировку в вопросах психотерапии, психического лечения в широком смысле, понимая здесь как различные специальные методы, например гипноз, психоанализ, так и создание для больного такого режима, в котором все способствовало бы увеличению положительных суггестивных моментов и исключало бы возможность психической травматизации. При большой внушаемости как душевнобольных в собственном смысле, так и невротиков и пациентов с пограничными состояниями врач, хорошо знакомый с психологией больного и методами психического воздействия, может добиться большего успеха, применяя как будто самые простые средства.

Психотерапевтический момент играет большую или меньшую роль при всяком лечении, и конечно успех всех известных врачей-интернистов помимо их большого диагностического проникновения зависел в значительной мере от того, что они обладали даром вчувствования в психику больного, были психотерапевтами по интуиции. Роль суггестивных факторов в лечении вообще хотя никем не отрицается, но все же не сознается во всей полноте. Между тем можно определенно согласиться с теми врачами, которые говорят, что и действие лекарств часто сводится к внушению. Еще больше нужно подчеркивать, что нарушения принципов психотерапии в том или другом пункте, происходящие тем чаще, чем меньше врач знаком с ее основами, может причинить, и постоянно причиняет, больным очень большой вред.

 Неудачно формулированный вопрос, необдуманно сделанное замечание, план лечения, недостаточно учитывающий психическую сторону, не в достаточно осторожной форме выраженный ответ на часто задаваемые больным вопросы о характере их болезни или излечимости, в особенности свидетельства о болезни, грешащие чересчур большой категоричностью и определенностью в оценке заболевания, о сущности которого название не может дать ясного представления не-психиатру, все ото может быть причиной значительного ухудшения в состоянии пациента или даже появления каких-либо новых расстройств, возникших путем самовнушения, источником которых является врач, почему эти расстройства с полным правом могут называться иатрогенными.

 

Психиатр, чтобы принести максимум пользы больному и не быть невольной причиной вреда для него, таким образом должен быть по возможности и психотерапевтом. Сущность психотерапевтического воздействия, в какой форме оно бы ни предлагалось, сводится в конце концов к внушению. Это относится и к наиболее старому и испытанному методу—гипнозу, который долгое время был единственным и которым сравнительно до недавнего времени исчерпывалась вся психотерапия. Взяв от него самое существенное—момент суггестивности,—психотерапия под влиянием идей отдельных выдающихся представителей и творцов ее пошла до известной степени разными путями и разрослась в обширную область знания с большим количеством различных концепций генеза нервных расстройств и соответствующих методов лечения, хотя в конце концов вся она целиком выросла из одного и того же гипноза.

         Гипнотерапия - это самый эффективный метод, оказания психотерапевтической помощи. Применяется как в индивидуальном порядке, так и в специально подобранных группах (групповой гипноз).

Современная психотерапия стоит перед непростым вопросом об эффективности школ и модальностей, которые пришли к нам, в основном, из Европы. Самыми узнаваемыми среди них являются психоанализ, символдрама и гештальт терапия.
Так сложилось, что отечественная психологическая наука не произвела на свет ничего достойного в контексте психотерапии, а во всем сопровождает психиатрию и плетется в хвосте передовой психотерапевтической мысли. 
Не смотря на это, можно все таки отметить один метод, в свое время очень пристально изученный и разработанный российскими учёными Павловым, Сеченовым, Довженко, Райковым - ГИПНОЗ. Однако широкого распространения в советской психотерапии он не получил и застрял на уровне авторитарно-суггестивного подхода, в котором не каждому человеку может быть оказана помощь. Эта проблема напрямую связана с сопротивлением личности гипнозу, повышенной тревожностью и контролем, что не позволяет применить гипноз к 60% людей, страдающих психическими недугами.

Современный подход к гипнозу

Главная задача гипнотерапевта - привести пациента в состоянии "клира", т.е. свободного от любых негативных эмоций и переживаний.

Психодинамическая школа клинического гипноза, автором которой является Александр Савченков, позволяет говорить о том, что 100 процентов из числа желающих могут быть загипнотизированы. Не поддается гипнотизации лишь часть пациентов с особой тревожностью, а также те, кто сознательно препятствует погружению в гипноз, то есть сопротивляется. На примере последних подтверждается тезис о том, что насильно загипнотизировать невозможно. Чтобы гипноз сработал, необходимо желание и согласие пациента. Только в этом случае можно плодотворно сотрудничать с пациентом и решать беспокоящие его проблемы.

Метод психодинамической школы клинического гипноза практически не использует прямые внушения. Находясь в гипнозе, пациент сам принимает решение по проблеме и сам формирует внушение, которое поддерживается и закрепляется гипнотерапевтом. Следует отметить, что гипноз – это естественное, природное состояние человека, в котором каждый из нас неоднократно оказывается в течение дня. Так называемое «подвисание» – когда вы едете в транспорте и вдруг замечаете, что уже проехали нужную остановку, хотя, как вам кажется, отключились всего на минуту, – это уже гипноз. Из этого следует, что каждый человек в обыденной жизни многократно погружается в гипноз, который абсолютно безвреден.

Мифы о гипнозе

1. Человек в гипнозе теряет волю и разум, превращается в «овощ», а гипнотерапевт в это время «копается» в его мозге. 
На самом деле в гипнозе человек все чувствует, понимает и способен к анализу. В случае необходимости гипнотизируемый может свободно подняться с кресла и уйти, если посчитает это необходимым. В этом случае гипноз сам собой рассеется в течение нескольких минут. 
2. Человек может раскрыть все свои тайны. 
Ничего подобного на самом деле произойти не может. У человека сохраняется критика и рациональное мышление. Поэтому ничего противоречащего вашему желанию, воле и вере произойти не может. 
3. Гипноз опасен для психики. 
Этот тезис так же ложен, как и предшествующие. Вот примеры. В 1958 году гипноз был признан методом лечения психогенных расстройств Американской медицинской и Американской психологической ассоциациями. В Германии Институт психотравматологии Фишера в г. Кёльн в программе обучения специалистов и реабилитации психотравмированных людей использует некоторые гипнотерапевтические инструменты. В России гипнотерапия широко используется для лечения психогенных расстройств в Московском институте гипноза, Челябинском институте психоанализа и др.
4. Гипноз – это шаманство. 
Средневековое представление о гипнозе очень широко распространено среди современного российского населения. Одна из причин – это непонимание природы и механизмов гипноза религиозным православным сообществом. Негативное отношение к гипнозу подогревается священнослужителями РПЦ, для которых гипноз – это либо колдовство, либо насилие над личностью. На самом деле никакого насилия над человеческой психикой не совершается. Гипнотерапевт действует только с разрешения пациента. Здесь же следует отметить, что человек в гипнозе сам принимает решения, никаких прямых внушений, наподобие «нарекаю тебя карпом», гипнотерапевт не совершает.

Что лечит гипноз? 
1. ОКР, зависимости, навязчивые состояния, отклонения в пищевом поведении. 
2. ПТСР, фобии, панические атаки и все, что диагностируется врачами как ВСД. 
3. Не экологическая эмоциональность – обида, вина, ревность, тревога, стыд, влюбленность и т.п. 
4. Мышечные зажимы. 
5. Депрессии. 
6. Логоневроз и энурез. 
7. Внутренние болезни психогенной этиологии – астма, болезни ЖКТ, гипертония, мигрени, щитовидной железы и сексуальные дисфункции.
Кроме вышеперечисленного, с помощью гипнотерапии можно добиться улучшения показателей в творчестве, спорте, отношении к миру. С осторожностью можно говорить и о том, что лечению гипнозом поддаются даже онкологические заболевание. Есть несколько клинических случаев излечения рака. Хоть говорить об этом явлении как о системном пока рано.

Гипноз, если опустить все тонкости – состояние между сном и бодрствованием. Во время погружения в гипнотический транс пациент отчетливо слышит голос терапевта, в то время, как все остальные нервно-психические функции организма, заторможены. Снижается критическая способность левого полушария головного мозга, а правополушарная деятельность – обостряется. Благодаря чему внушение гипнотерапевта проникает в психику и закрепляется на глубинном уровне. Посредством гипноза невозможно навредить пациенту, т.к. существует «сторожевой пост», обеспечивающий его безопасность. Проще говоря, невозможно внушить что-то из того, на что пациент не дал согласия. Если терапевт начинает превышать свои полномочия, то «сторожевой пост» выводит пациента из гипнотического сна.

Одной из особенностей гипнотерапии является «творческий гипноз». Этот метод был разработан в 1970-х годах профессором, доктором медицинских наук Райковым В.Л. и развивается его учеником, доктором-гипнологом Разыграевым И.И. (г. Москва).

Метод позволяет развивать творческие способности различных направлений у детей и взрослых – живопись, музыка и т.п. В течении 50-ти минут с пациентом проводится различная психо-эмоциональная работа, а, затем, на 15 минут он погружается в сон для заключительного внушения.

Особой разновидностью психотерапии является кодирование. Методики авторские, на которые имеются у врачей исключительные права.

Групповая рациональная психотерапия. Для этого вида лечения подбирается небольшая группа больных (около 10 чел.), объединенных общностью психологических и социальных проблем, что способствует установлению между ними эмоциональных связей, чувства взаимного доверия, принадлежности к особой группе. Больные обсуждают с врачом и между собой самые различные жизненные проблемы, в первую очередь, связанные с алкоголизмом. Совместное обсуждение различных вопросов позволяет больным иначе взглянуть на себя, оценить свое поведение. Особая обстановка взаимоуважения и доверия позволяет выработать определенный стиль жизни, с другими (трезвенническими) установками и устремлениями, поверить в себя и свои возможности.

Ремиссии и рецидивы. После выписки из стационара самыми трудными для больного являются первые 1-2 месяца, когда приходится приспосабливаться к новой роли трезвенника. В этот период необходимо реабилитироваться на работе, наладить взаимоотношения в семье, сочинить «легенду» для своих собутыльников в качестве оправдания трезвого образа жизни. Моральная поддержка в семье, со стороны друзей, сотрудников - необходимое условие для становления качественной ремиссии.

 

Символдрама (Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов, метод «сновидений наяву») (от греч. symbolon — условный знак и drama — действие) — одно из направлений современной психоаналитически ориентированной психотерапии. Основу символдрамы составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом сопровождающую функцию. Метод разработан известным немецким психотерапевтом, профессором Ханскарлом Лёйнером (1919 - 1996). В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития.

Понимание символики образов и процессов, происходящих в символдраме, значительно обогащается обращением к теории архетипов и коллективного бессознательного К. Г. Юнга, а также к разработанному им методу активного воображения. C феноменологической точки зрения, можно проследить параллели с детской игровой психотерапией и гештальттерапией. В техническом плане, символдраме близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К. Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии по Й. Вольпе.

 

      Психоана?лиз (нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг, а позднее нео-фрейдистами, такими, как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан и Жак Лакан.

Психоанализ – это длительная терапия, в результате которой происходит изменение человеком восприятия окружающей действительности. Каждый из нас, находится под влиянием иллюзий, которые «засоряют» его жизнь. Все, что с нами происходит, обусловлено процессами, сформированными в результате детских переживаний, о которых мы не помним. Наши комплексы, страхи, неадекватное поведение, психофизические реакции на события и других людей – это результат вытесненных, нереализованных детских  желаний, благодаря которым формируется невроз. Психоанализ помогает человеку «привести свою жизнь в порядок».

Сегодня, психоанализ распространен по всему миру, миллионы людей получают квалифицированную помощь в решении своих психических проблем. В России в 1993 году был принят Федеральный закон о развитии психоанализа, благодаря которому этот вид терапии начал набирать обороты. В Челябинске психоанализ представлен специалистами «Челябинского института психоанализа и гипноза», которые успешно оказывают всю необходимую психоаналитическую помощь.

Психоанализ применим в следующих терапевтических случаях:

– комплексы (неполноценности, гипер-застенчивости, раздражительности и др.);

– фобии (все виды страхов, сопровождающихся паническими атаками и соматическими симптомами);

– панические атаки;

– ВСД;

– стрессы, депрессии, неврозы;

– конфликтность и агрессивность;

– расстройство пищевого поведения: булимия и анорексия;

– психосексуальные расстройства;

– истерия

            и многих других случаях.

       Современный психоанализ в широком смысле — это более 20 концепций психического развития человека. Подходы к психоаналитическому терапевтическому лечению различаются столь же сильно, как и сами теории. Термин также обозначает метод исследования детского развития.

    Классический психоанализ Фрейда обозначает специфический тип терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем. Специфика психоаналитических интервенций как правило включает конфронтацию и разъяснение патологических защит и желаний пациента.